О курсе
Курс разработан в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2023 г. N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог".
Актуальность:
Педагог-дефектолог – это специалист в области коррекционной педагогики, который работает с детьми и подростками с различными нарушениями развития, особенностями поведения и обучения. Основная цель учителя-дефектолога заключается в помощи детям с ограниченными возможностями в обучении и социальной адаптации, а также в помощи им в развитии навыков, необходимых для полной жизни и самореализации.
Ведущими функциями педагога-дефектолога являются:
1) Организация обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) Развитие и формирование личности учащихся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
3) Коррекция, компенсация и профилактика нарушений развития у учащихся;
4) Психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей) учащихся.
Должен знать - Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи; Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность; Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда;) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные; теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи; основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи; закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения; клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития; структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; классификации нарушений речи; общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации; направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи; принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи; нормы русского языка.
Наименование вида профессиональной деятельности - педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы - совершенствование компетенции и (или) получение новой компетенции в области освоения дополнительных общеобразовательных программ, необходимых для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Категория слушателей – к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются специалисты, имеющие высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки".
Срок обучения – 500 часов.
Форма обучения – заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий
Результат обучения – слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом профессиональной переподготовки установленного образца с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)».
Данные об обучении будут переданы в ФИС ФРДО федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
№ п/п |
Наименование тем |
Всего |
Лекции |
Форма контроля |
1 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
16 |
16 |
|
2 |
Теория и практика специальной педагогики и инклюзивного образования |
28 |
28 |
|
3 |
Образовательное право и ФГОС |
20 |
20 |
|
4 |
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности |
32 |
32 |
|
5 |
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения |
34 |
34 |
|
6 |
Невропатология |
8 |
8 |
|
7 |
Основы нейропсихологии |
8 |
8 |
|
8 |
Психопатология |
14 |
14 |
|
9 |
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии |
78 |
78 |
|
10 |
Психолингвистика |
10 |
10 |
|
11 |
Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи |
20 |
20 |
|
12 |
Логопедия. Алалия. Афазия |
16 |
16 |
|
13 |
Логопедия. Нарушения темпа и ритма речи: заикание. Брадилалия. Тахилалия |
10 |
10 |
|
14 |
Логопедия. Дислалия, дизартрия, ринолалия |
36 |
36 |
|
15 |
Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями |
28 |
28 |
|
16 |
Логопедические технологии в условиях реализации ФГОС |
44 |
44 |
|
17 |
Практическая логопедия |
14 |
14 |
|
18 |
Логопедическая ритмика |
8 |
8 |
|
19 |
Специальная методика развития речи и обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС |
32 |
32 |
|
20 |
Особенности профессиональной деятельности логопеда |
20 |
20 |
|
21 |
Нормативная литература |
20 |
20 |
|
|
Итоговая аттестация
|
4 |
|
тест |
|
ИТОГО: |
500 |
496 |
4 |