О курсе
Курс разработан в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
Актуальность
Педагог-психолог является специалистом, объединяющим знания педагогики и психологии. Его основная задача - помощь детям в адаптации к учебной среде, развитие их потенциала, а также предотвращение и решение проблем, связанных с их эмоциональным и психологическим состоянием. Педагог-психолог работает на стыке двух наук, применяя психологические методы и педагогические подходы в образовательной среде.
Ведущими функциями педагога-психолога являются:
1) Диагностика: педагог-психолог проводит диагностику психологического состояния детей с помощью наблюдений, тестирования и бесед, идентифицируя проблемные области, потребности и способности детей;
2) Консультирование: основной задачей педагога-психолога является консультирование учителей, родителей и самих детей по вопросам эмоционального, поведенческого и психологического развития. Он помогает в разработке индивидуальных подходов к обучению и воспитанию, а также предоставляет советы и рекомендации по созданию благоприятной образовательной среды;
3) Коррекционная работа: при выявлении отклонений и проблем в поведении или эмоциональном состоянии детей, педагог-психолог применяет коррекционные методы и техники, помогая детям развивать навыки регуляции эмоций, адаптации и взаимодействия;
4) Профилактика и профессиональное развитие: педагог-психолог также осуществляет профилактическую работу, направленную на предотвращение возникновения проблем и формирование здоровой психологической обстановки в образовательном процессе. Кроме того, он постоянно повышает свою квалификацию и следит за новыми тенденциями и исследованиями в области детской психологии.
Все функции педагога-психолога находят свое отражение в его должностных обязанностях:
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей; разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ; разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников; разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами; оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты); психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности; психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды; консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся; оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса; консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам; консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам; просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка; разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения; разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).
Наименование вида профессиональной деятельности - деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
Основная цель вида профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Цель программы - совершенствование компетенции и (или) получение новой компетенции организационно-педагогического обеспечения воспитательного процесса, необходимых для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Категория слушателей – к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются слушатели, имеющие высшее образование по профильным направлениям. Профильными направлениями являются: педагогика и психология.
Срок обучения – 512 часов.
Форма обучения – заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий
Результат обучения – слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом профессиональной переподготовки установленного образца с присвоением квалификации «Педагог-психолог».
Данные об обучении будут переданы в ФИС ФРДО федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
№ п/п |
Наименование тем |
Всего |
Лекции |
Форма контроля |
1 |
Психология конфликта |
58 |
58 |
|
2 |
Общая психология |
64 |
64 |
|
3 |
Психология личности |
40 |
40 |
|
4 |
Валеология |
28 |
28 |
|
5 |
Гендерная психология |
32 |
32 |
|
6 |
Семейная педагогика |
28 |
28 |
|
7 |
Психологическая диагностика |
32 |
32 |
|
8 |
Семейная психология |
40 |
40 |
|
9 |
Общие основы психологии |
52 |
52 |
|
10 |
Семейное консультирование |
92 |
92 |
|
11 |
Профессиональная этика для психологов |
42 |
42 |
|
|
Итоговый аттестационный тест |
4 |
|
тест |
|
ИТОГО: |
512 |
508 |
4 |